Бомжовский Фиид

среда, 4 апреля 2007 г.

О гениальных идеях и миллиарде долларов.

Очень занимательную статейку нашел на http://rstblog.com/?p=37 .
Есть о чем подумать...

Все наверное слышали о том, что компания Google купила youtube за 2
миллиарда. Многие в который раз, позавидовали, что им не пришла
год-два-три назад такая простая и гениальная идея, как владельцам
youtube.com. Кстати, сколько из читающих, знают имена новоиспеченных
миллиардеров? Стив Чен и Чад Харли.

Я долго думал о том, чтоб написать как становятся миллиардерами, и
развеять многие мифы. Эти мифы прочно укоренились в мозгу обывателя
сферы IT, и мешают нормально жить, работать, и иметь здоровый цвет
лица.


Миф первый. Гениальная идея сделает ваш сервис популярным.
Ничего, естественно, она вам не принесет. Для того, чтоб сервис стал
популярен, как youtube, либо Google, либо любая другая „голубая
фишка", нужно вкладывать деньги в рекламу. Идея: „я разошлю ссылку на
свой мега-супер-сервис по контакт-листу ICQ и он станет популярнее
топа алексы" – неправильна. Она не сработает. Для того, чтоб сервис
обрел популярность, количество пользователей сервиса должно достичь
критической массы. После достижения критической массы сервис сам
начинает расти. Причем критическая масса гораздо выше, чем 20-30-100
пользователей, она исчисляется десятками тысяч.

Резюме по первому мифу : Реклама – двигатель многих вещей, в том числе и сайтов.

Миф второй. Страница за миллион, или почему гугль лучший.
Все наблюдали сенсацию прошлого года – milliondollarhomepage.com, его
безумно возросшую, и так же угасшую популярность. Большинство, как
всегда позавидовало, и начало оперативно создавать клонов. Я тоже
планировал создать клона. Каюсь, грешен. Но опять же, все далеко не
так, как выглядит на первый взгляд. Как сказал ген. директор WebAlta,
когда в компанию вложены большие деньги, то в сказке-истории о
компании продумана каждая буква.

Правда в следующем – автор milliondollarhomepage.com является
специалистом по рекламе (оффлайн-рекламе). Сайт стал популярным
потому, что он, благодаря своим знакомствам с масс-медиа, смог
разместить пресс-релизы в большом количестве изданий. В пресс-релизах
было написано о популярности сайта, а так же о гениальности идеи.
Народ повалил на него, среди них оказались и потенциальные клиенты на
пиксели. Была запущена цепная реакция и сайт стал популярным. Т.е.
„вначале пишем, что сайт очень популярен, а потом получаем
популярность". Причем покупатели пикселей далеко не дураки. Они уже
отбили свои деньги. за 1000 долларов разместить 100х10 баннер на сайте
с посещяемостью 5 миллионов человек в день – это очень выгодно.
Посмотрите цены на том же AdBrite.

Все знают, что гугль лучший поисковик на протяжении последних 6 лет.
Возможно это правда. Я в 2000-м году пользовался Yahoo и Altavista. По
сравнению с Google они были на порядок лучше. Но даже я сейчас
пользуюсь гуглем, и считаю его лучшим. В 2000-м году (если не
ошибаюсь) Yahoo работала на движке google, имела большее
финансирование, и следовательно, лучшую техническую базу. Здесь, как и
в предыдущем примере, имеет место парадокс : вначале все журналы
писали о новаторской идеи google, о том, что он лучший поисковик, и в
результате люди в это поверили. За несколько лет постоянного
промывания мозгов он действительно стал самым популярным сайтом в
интернете. Гугль начал зарабатывать больше денег, нанял лучших
специалистов, и стал лучшим. Здесь правда.

Итак резюме по второму мифу : Пользуйтесь гуглем, он лучший. Миллионы
журналистов не могут ошибаться.

Миф третий. А как они это сделали?
Для начала рекомендую посетить сайт : www.sequoiacap.com. Те, кто
поняли, могут этот раздел не читать.

Для непонятливых расскажу, что такое венчурные фонды. Sequoia capital
является венчурным фондом. Одним из крупнейших. Венчурные фонды
инвестируют деньги в компании, которые могут принести высокие прибыли.
Высокие прибыли сопряжены с высокими рисками, отсюда и название
„venture" - рискованное предприятие. Если вы вглядитесь в список
компаний, в которые они инвестировали деньги, то для вас многое станет
ясно. Приведу его: 3COM, NVIDIA, Atari, Google, Electronic Arts,
Apple, Cisco Systems, Adbrite, Yahoo! PayPal, Youtube, Oracle, LSI
Logic и другие. Полагаю теперь понятно, почему Сергей Брин и другие
„счастливчики" так богаты и известны?

Резюме по третьему мифу: Это банально, но главное – деньги.

Миф четвертый. Кто кого покупает?
Итак, вы обратились в Секвою, но сложилось впечатление, что ваш
бизнес-план не дошел до адресата. Не расстраивайтесь. Попробуйте
другого инвестора. Их много. Вот еще один, к примеру :
http://www.abrtfund.ru .

Но вас никто покупать не будет. Никому не нужны ваши идеи. Никому не
нужны ваши тысячи строчек кода. Под очень четкий бизнес-план вам дадут
деньги на развитие проекта и его раскрутку. При этом будут следить за
реализацией оного. Поэтому забудьте включать в сумму, которая вам
нужна на реалзиацию идеи $100000 на новый Порше. При рассмотрении
предпочтение будет отдано проектам, которые на стадии завершения (80 и
больше процентов).

Резюме: Никто не покупает. Вам дадут деньги на развитие.

Миф пятый. А где миллиарды?
Их нет. Точнее они как суслики – их нет, но они есть. В отличии от
России, во всем цивилизованном мире люди предпочитают держать деньги в
акциях, а не бумажках. с портретом Вашингтона. Поэтому когда вы
становитесь миллиардером, вы на самом деле им не становитесь – вы
получаете акции на сумму в миллиард долларов. Допустим это будет 30%
пакет – 10 миллионов акций по 100 долларов каждая. Пока ваша компания
растет, хотя с 30% она уже на ваша, вы становитесь богаче или беднее –
зависит от рыночной стоимости. В дальнейшем, имея 30% акций, вы
принимаете активное участие в жизни компании, принятии стратегических
решений, направленных, естественно, на повышение прибыли. Вы ездите по
улице Ленина, на новом Порше 911 турбо, который обменяли на 1200 акций
своей компании, у которой появилось второе имя, уже из четырех букв, и
с суффиксом „.PK".

Резюме: вот они миллиарды, рукой подать.

Предостережение.
Многие компании работают на перспективу. Чтоб заинтересовать
сотрудников, им предлагается участие в прибыли компании, в виде акций.
Когда происходит IPO, и стоимость компании исчисляется 8-9 значными
цифрами, то сотрудники резко становятся миллионерами. Как вы думаете,
что произойдет с вашей командой программистов, каждый из которых
получал по $1000 в месяц, когда они станут миллионерами?

Резюме: со многими компаниями именно ЭТО и произошло.

Заключение.
Достаточно всего лишь одной, гениальной идеи, которую услышат и поймут
инвесторы, чтоб о вас написали в Fortune 500 и Forbes.

Интерес так же вызывают коменты к данной статье
http://rstblog.com/?p=37

Комментариев нет:

Архив Блога